Какие законы нарушает елена летучая. Законны ли действия ведущей программы "Ревизорро"? Суд да дело

21 Сентября 2015, 22:09, вопрос №982446 Денис , г. Краснодар

Клиент оставил отзыв о сервисе

Спасибо юристам и сервису!

22 Сентября 2015 16:05 показать

500 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (9 )

Общественное место - часть любого здания, сооружения, улицы, которое доступно для населения постоянно либо в определённое время, по приглашению, либо за определённую плату, в том числе подъезды и подземные переходы.

Желаю удачи! С Уважением, Сергей.

получен
гонорар 33%

Добрый день, Денис.

По части съемок в залах ресторанов и кафе - действия съемочной группы законны, так как никто не вправе запретить съемку в общественном месте, на любом предприятии, в организации.

Здесь можно применить два закона:

1. Закон о СМИ (ст.47) разрешает журналисту:

1) искать , запрашивать, получать и распространять информацию ;
2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения , органы общественных объединений либо их пресс-службы;
3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;
4) получать доступ к документам и материалам , за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
6) производить записи , в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

Таким образом на посещение какого-либо учреждения и на съемку внутри него разрешения ни у кого спрашивать не нужно.

Это прямо указано в Конституции РФ:

Статья 29
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации . Цензура запрещается.

Поэтому запрет в проведении съемок на предприятии общественного питания прямо противоречит Конституции РФ, которая является документом прямого действия, и ее применение не требует испрашивать согласия у кого бы то ни было.

2. Закон о защите прав потребителей

Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)

1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя , окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.

Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)

1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Поэтому потребитель в целях защиты себя от употребления опасной продукции вправе получить информацию об услугах ресторана и вправе зафиксировать ее удобным для себя способом, в том числе путем видеосъемки. Запрета на фиксацию информации потребителем Закон о защите прав потребителей не содержит.

Теперь что касается проникновения на кухню и проверки санитарного состояния кухни, сроков хранения продуктов, выявления просрочки и т.п.

Данные действия не входят в компетенцию журналиста, так как это контрольные мероприятия, находящиеся в компетенции Роспотребнадзора и других контролирующих органов. Проверку санитарного состояния предприятий общественного питания могут проводить только органы Роспотребнадзора.

Поэтому фактически Ревизорро берет на себя функции государственного органа, Роспотребнадзора.

Если у программы появились сведения о том, что в каком-то заведении нарушаются нормы приготовления и хранения пищи, она может уведомить об этом Роспотребназдор или иной гос.орган. Самостоятельно же проводить проверку, на мой взгляд, Ревизорро не вправе.

Такие действия образуют состав административного правонарушения:

Статья 19.1 Самоуправство

Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам , - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.

Поэтому по нормам СанПИН владелец ресторана имеет полное право не пускать на кухню посторонних лиц, не являющихся работниками ресторана, за исключением сотрудников государственных контролирующих органов, так как он несет ответственность за приготовленную еду.

С уважением, Роман.

Доброй ночи, Денис!

Вот смотрю я программу Ревизорро (на канале Пятница), и не понимаю: имеет ли право Елена Летучая, ведущая программы Ревизорро:
Денис

Денис, эта передача, такое же шоу, как и Дом-2 и им подобные. Если же Вы мне не поверили, то пошёл отвечать на Ваши вопросы.

1) посещать кухню в ресторанах (т.к. кухня, по логике, не является общественным местом),
Денис
2) проводить осмотры, открывать холодильники (и другие кухонные приборы), трогать (доставать, открывать, нюхать и т.п.), выкладывать товары, которые ей не понравились (в частности, по просрочке),
Денис

Имеет, но только с согласия собственника ресторана.

3) имеет ли право руководство ресторана не пускать съемочную группу Ревизорро (на законных основаниях), или хотя бы делать это по разрешения, после согласования и т.п.
Денис

В соответствии с санитарными нормами работник общепита должен иметь не только санитарную книжку но и в соответствии с санитарными нормами проходить ежедневный контроль на наличие заболеваний кожи и тд и тп.

Не имеют права давать оценочные суждения о качестве и правильности соблюдения норм, т.к. не являются специалистами Роспотребнадзора.

Все что они говорят (журналисты) - это лишь расширенное толкование норм права и использование пробелов в законодательстве (например отсутствие законодательно закрепленных определений общественного места).

Войти на кухню имеют право следующие люди:

Персонал, при соблюдение санитарных норм;

Полиция при наличии постановления об осмотре, обыске;

Роспотребнадзор при проведении проверки;

Прокуратура в любом случае при предъявлении удостоверения.

ВСЕ остальные с разрешения администрации.

Самое главное в данной ситуации создать условия при которых журналисты сами не смогут войти на территорию кухни.

Если вы задаете вопрос как частное лицо то думаю ответа достаточно, если же вы задаете вопрос как владелец заведения и хотите получить действенные методы по предотвращению визита сотрудников Ревизорро то могу в этом вам помочь.

Для этого необходимо будет проработать следующие документы:

Программа производственного контроля в «Заведение»;

Документы устанавливающие режим Коммерческой тайны (т.к. просто объявить об этом недостаточно);

Информационные сообщения в помещении.

При нарушении ваших требований действия журналистов будут незаконными (ст. 183 УК РФ) и вы получите право требовать либо компенсации либо право на силовое удаление посторонних с кухни и ваши действия будут полностью соответствовать закону.

Все услуги юристов в Москве

Похожие вопросы

— Стиль для программы «Ревизорро» я создала сама — услугами стилистов не пользуюсь. Для пилотной программы я завязала волосы в ставший фирменным пучок, накрасила губы красной помадой и надела юбку-карандаш с блузой. Это тот стиль, который мне всегда был близок, то, в чем я себя комфортно чувствую. И, наверное, первые 15 выпусков я снималась в собственной одежде. Потом стало понятно, что возможности моего гардероба не безграничны и нужно искать того, кто сможет одевать меня для кадра. С тех пор всю одежду берем в магазине VASSA&Co.


Я не отношу себя к представителям шоу-бизнеса — я журналист, отстаивающий права потребителей. Поэтому никогда не выберу рюши, оборочки, туфли на каблуке в сочетании с огромной платформой, которые будто специально производят только для русских женщин. Считаю, что сексуальность кроется в элегантности и юбка чуть ниже колена может будоражить воображение гораздо больше, нежели мини-юбка. В 25 лет я носила короткие юбки, но всегда в сочетании с закрытым верхом и, например, ботинками. Юбка размером с ладонь и шпильки — не мой вариант. Просчеты в стиле позволительны девушке до 30 лет, когда она ищет себя, экспериментирует. Но если после 30 женщина не научилась одеваться, то ей уже ничто не поможет.


Когда я была студенткой финансово-экономического колледжа, ко мне все общежитие приходило за советами, что с чем надеть. Мне всегда была интересна мода. Правда, класса до седьмого-восьмого мама одевала меня скорее удобно, нежели модно и стильно. Когда мне купили первые джинсы и я пришла в них в школу, то услышала от одноклассника Леши знаменитую фразу из фильма «Самая обаятельная и привлекательная»: «О, в джинсы облачились даже самые отсталые слои населения!» Было так обидно. (Смеется.) Но потом, когда я уже стала взрослее, мне начали покупать стильные обновки. Причем мама всегда повторяла: «Не нужно брать супермодную вещь, которая есть у большинства. Лучше купить лосины похожей модели, но немного другие!» Еще мама научила меня комбинировать вещи. Каждый раз объясняла: покупая что-либо, обязательно подумай, с чем ты сможешь это сочетать. А когда гардероб небольшой, тем более необходимо понимать, что вот эта блуза подойдет и к брюкам, и к юбке, и к блейзеру, и под пиджак. Мой гардероб не назовешь маленьким, но он все равно универсальный — как конструктор.

— За кожаными подтяжками я буквально охотилась — все никак не могла найти. Но они полностью оправдали мои ожидания. Прекрасный аксессуар к джинсам клеш. Фото: Юлия Ханина

В командировки программы «Ревизорро», которые длятся шесть-семь дней, я беру с собой огромный чемодан — вся группа его дружно ненавидит. У меня там много вариантов одежды, туфли. Я всегда тщательно продумываю любой свой образ вплоть до цвета лака на ногтях.


Я с интересом смотрю показы ведущих дизайнеров, fashion-съемки в журналах и не считаю зазорным брать на вооружение чьи-то понравившиеся образы. Например, мне очень симпатичен стиль певицы . Как-то увидела на ней розовое платье а-ля ночнушка, белые кеды и джинсовую курточку. В итоге купила себе ночную сорочку La Perla (дорогое белье — моя слабость) насыщенного синего цвета, джинсовую куртку и конверсы. Этот комплект я выгуливала в Майами во время отпуска и не раз слышала комплименты в свой адрес, а вот в Москве пока не решаюсь — все-таки у нас люди не такие раскрепощенные в плане стиля. Шопингом в России занимаюсь редко, но есть отечественные дизайнеры, которые мне симпатичны. Например, Ольга Якубович. История нашего знакомства началась с пиджака ее марки — я примерила его на одной съемке и сразу поняла, что хочу купить. Очень сложно найти идеально скроенный, а значит, хорошо сидящий вариант. Ольга шьет также платья по эскизам 50-60-х годов прошлого века — это то время, когда женственность была на пике. Я купила у нее несколько маленьких черных платьев, в одном из них снялась для «ТН» — считаю, что подобный вариант, и не один, непременно должен быть в гардеробе каждой девушки. В таком можно и на вечерний коктейль в ресторан, и на деловую встречу.

— Сразу несколько черных платьев я купила у российского дизайнера Ольги Якубович. Подобный вариант должен быть в гардеробе каждой девушки. Фото: Юлия Ханина

Люблю предметы мужского гардероба на женщине. Поэтому у меня много пиджаков, брючных костюмов, есть фрак. Еще мой пунктик — шляпки — прекрасный способ завершить образ, сделать его небанальным. У меня несколько шляпок от Филипа Трейси, одну из них дизайнер подарил мне лично, когда приезжал в Москву. Нас с ним представили друг другу, и он решил сделать мне такой подарок. Может, дело в моей энергетике? Говорят, она у меня положительная. (Смеется.)

— Этот белый костюм я шила на заказ. Видно, что он мне большеват, — в принципе так и было задумано. Мне очень нравятся мужские вещи в женском гардеробе — считаю, что это женственнои сексуально. Фото: Юлия Ханина

Шопинг — проверенное средство от всех невзгод, включая непогоду. Как-то ливень застал меня в Третьяковском проезде напротив витрины бутика Chanel. Тогда-то я и вспомнила, что мне нужна черная сумочка. Не буду говорить, сколько она стоила, — я жуткая транжира! Дорогие покупки делаю нечасто, но тут решила потратиться, так как аксессуары должны быть качественными. Деньги для меня — это в том числе возможность доставить себе удовольствие, это энергия, которая должна циркулировать, иными словами, не застаиваться. Чем больше тратим, тем больше зарабатываем — у меня такой подход. А еще я все купюры в кошельке очень аккуратно, бережно складываю — считаю, это тоже важно. Кстати, я только к 36 годам начала что-то откладывать и в принципе заниматься планированием бюджета. Раньше об этом не задумывалась. Даже когда было туго с деньгами, могла на последние купить лодочки любимых марок Manolo Blahnik или Jimmy Choo — столько они мне радости приносили. И неважно, что на еду почти ничего не оставалось: «Зато попа будет меньше», — говорила себе я.


Когда предстоит какая-либо съемка, я всегда прошу, чтобы привозили много вариантов одежды. Если вижу, что вещь не моя, — не надену. Недавно принесли платье, больше похожее на мешок — совершенно бесформенное! Говорю: «Не буду в нем сниматься, оно меня не украшает». Но тут взгляд мой упал на крутые кеды стилиста, заявляю ему: «Вот дашь мне свою обувь — тогда снимусь в платье!» (Смеется.) А тот бы и рад, да у него 43-й размер. В общем, уехала я с подобными кедами, но своего размера — магазин Gerard Darel, в котором они продавались, оказался рядом. Еще любопытный случай, из серии спонтанных приобретений, связан с туфлями Christian Louboutin. Когда я некоторое время работала редактором на Первом канале, мы делали программу о выпускных вечерах. Пригласили звезд, каждая из которых помогала нашим героиням-выпускницам выбрать наряд. Среди гостей была Лолита, которая принесла на съемку много туфель — вот одни из них я и выкупила. Не люблю колодку Christian Louboutin, но конкретно эти сели идеально.


Знаете, мне в семье никогда не говорили, что я красивая. У нас не принято было делать акцент на внешности. Сколько помню, родители всегда повторяли, что нужно стремиться к самостоятельности, быть независимой во всех смыслах. Но когда я еще училась в школе, подружки начали говорить, что мне смело можно идти в модели. Потом, в колледже, я встречалась с самым красивым мальчиком на курсе. То есть постепенно я начала понимать, что моя внешность вызывает реакцию. Где бы я ни появилась, на меня всегда обращают внимание мужчины. И видеть производимый эффект, безусловно, приятно. При том что я, наверное, произвожу впечатление холодной женщины, у меня типаж снежной королевы. И в жизни я девушка не влюбчивая, честно. Всем мужчинам, с которыми меня связывали отношения, сначала надо было завоевать мое внимание. Но было исключение! Однажды мне очень понравился молодой человек — он занимался в том же спортклубе, что и я. Я намеренно делала так, чтобы он меня заметил, — надевала сексуальную одежду в зал (спортивная, безусловно, тоже может быть такой), строила ему глазки и в итоге быстро достигла результата. Скажу лишь, что когда мы первый раз поцеловались, я едва не потеряла сознание, такой силы было влечение! (Хохочет.) Вообще я люблю мужчин, которые действуют по принципу «пришел, увидел, победил». Люблю завоевателей, которые четко знают, чего хотят, и умеют привлечь внимание ­понравившейся женщины. И рядом со мной именно такой мужчина. Про нас писали всякую чушь, вроде того, что он женат и . Это неправда, мы начали встречаться, когда он уже расстался с женой. У нее тоже другие отношения, и все счастливы.

— Многие не любят желтый цвет, считаю, что незаслуженно. Фото: Юлия Ханина

Любимому нравится, как я одеваюсь, он часто делает мне комплименты. Вот мы едем с ним в парк кататься на лонгбордах — и он удивляется, где я нашла такой классный костюм для прогулки. А я действительно продумываю, в чем буду кататься на лыжах или в чем встану на серф. Я заранее постараюсь и найду самые стильные костюмы, комбинезоны. Всегда нужно помнить о том, что мужчины любят глазами. Поэтому я никогда не позволю себе ходить перед моим мужчиной в мятом халате и растрепанной.

Я стараюсь быть разной. В кадре и для красных дорожек часто выбираю элегантную классику, а в жизни люблю авангард, с интересом миксую вещи из разных стилей, например платье с кроссовками от Rick Owens. В Москве у меня есть любимый магазин одежды — SVMoscow. Даже французский Vogue признал его одним из лучших в мире по собранию авангардных марок вроде Maison Margiela, Ann Demeulemeester, Marni, Rick Owens и других. Магазин недешевый, но там есть вещи, которые мало где можно найти. А еще я большая поклонница интернет-магазина NET-A-PORTER. Я их VIP-клиент, так как регулярно что-то покупаю: и себе, и в подарок. Три дня — и заказ у тебя. Например, через NET-A-PORTER я заказываю джинсы от — у них идеальная посадка, качественный деним. В том же магазине я частенько заказываю вещи для любимого: у него хороший вкус, но кто, как не любящая женщина, способен подобрать для своего мужчины все самое лучшее? (Улыбается.)

Действия программы «Ревизорро» хоть и не законны, но от этого больше пользы, чем вреда

23.12.2016 09:11

Знаменитая программа «Ревизорро» снова оказались в центре скандала. На этот раз из-за определения правомерности действий авторов программы по проверке предприятий, которые оказывают услуги общественного питания. Своей основной задачей программа называет защиту прав потребителей. На официальном сайте программы говорится о том, что она занимается поиском нарушений в отелях и на предприятиях общественного питания страны, которые связаны с неправильным хранением продуктов питания, их просрочкой, несоблюдением санитарных правил.

Программа вызвала громкий скандал и бурное обсуждение в социальных сетях, где пользователи обвинили программу и ее ведущую в излишней агрессивности, непрофессионализме, предвзятости и превышении полномочий. Эти споры переместились и в СМИ, что в итоге вынудило российское МВД выступить со специальными разъяснениями, которые накануне распространил пресс-центр этого ведомства.

МВД России считает, что действия съемочной группы программы «Ревизорро» по проникновению в подсобные и служебные помещения проверяемых заведений являются неправомерными. В разъяснении министерства говорится том, что сотрудники «Ревизорро» при этом самовольно берут на себя функции государственных органов, которые в силу служебных обязанностей должны осуществлять подобные проверки.

МВД ссылается на Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которое было утверждено правительственным постановлением в июне 2004 года. Именно этим документом обязанность осуществления санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в области защиты прав потребителей возлагается на Роспотребнадзор.

По мнению МВД, попытки команды программы «Ревизорро» ссылаться на ст. 47 закона «О средствах массовой информации» и объяснять свое поведение журналистскими расследованиями являются несостоятельными в правовом плане. В разъяснениях министерства говорится о том, что прописанные в указанной статье закона о СМИ права журналиста не дают им особые исключительные прерогативы для подмены деятельности государственного органа. Положения закона о СМИ не дают, в частности, журналистам право самостоятельно вторгаться в те помещения, доступ к которым по тем или иным причинам ограничен.

Позиция МВД России в отношении действии команды программы «Ревизорро» в свою очередь вызвала многочисленные комментарии. Так, в Роспотребнадзоре не разделяют столь жесткую оценку правоохранителей, но в этом ведомстве в своих комментариях всё же предпочли довольно обтекаемые формулировки. Здесь просто отметили, что подобные программы, которые касаются санитарных нарушений в ресторанах, дают Роспотребнадзору проводить в этих заведениях внеплановые проверки.

Действия журналистов телеканала «Пятница» могут быть признаны противоречащими закону - комментирует юрист Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Олег Фролов . Если собственник помещения, а также директор предприятия не дал согласия на съемку и более того, на проход в помещение с ограниченным доступом, то в таком случае, журналисты могут быть выдворены за пределы этой территории. В противном случае, они нарушают права собственника, т.к. закон «О СМИ» действительно позволяет журналистам посещать любые общественные мероприятия и публичные места. Но преимущества, по сравнению гражданами-потребителями, журналисты не получают. А так как техническая зона (кухня) не является ни публичным, ни общественным местом, то пройти туда может либо компетентные органы власти имеющие полномочия, либо с согласия собственника.

На законных основаниях, журналисты могут действовать в общей группе например, абсолютно законным будет проводить проверки в связке с государственными инспекторами. Эти специалисты облачены властью и полномочиями, они вправе беспрепятственно входить в коммерческие заведения реализующие услуги потребителям и входить туда, куда вход журналистам и потребителям закрыт. В итоге каждый - и журналисты, и инспектора Роспотребнадзора - делают свою работу в рамках своих полномочий, успешно дополняя друг друга.

По словам Олега Фролова, хоть и не в рамках закона организованна проверка журналистами предприятий общественного питания, но от этого больше пользы, чем вреда. Ведь в ходе проверок ресторанов журналистами выявлены множественные нарушения санитарных норм и правил, которые непременно должны быть устранены.

» проверяет кухни 50 московских ресторанов на соблюдение санитарных норм. Съемочная группа шоу врывается в производственные помещения без спроса и предупреждения, утверждая, что это законно. Inc. спросил у рестораторов, к которым наведалась Елена Летучая, что они думают по этому поводу и как грамотно выдворить непрошеных гостей.

Валентина Быкова,

генеральный директор ресторана «Колесо времени»

Это вторжение неправомерно. В законе о СМИ сказано, что съемки можно проводить только в общественных местах. Кухня не общественное место. Но противодействовать ведущей Елене Летучей невозможно. Она пришла к нам с охраной - минимум 6 здоровенных лбов. Подступиться к съемочной группе было невозможно, потому что у нас нет штатных охранников, а администратор, который следит за порядком, не в состоянии справиться с таким количеством людей. После той съемки все работники кухни написали заявления об увольнении, потому что для них это был большой стресс.

Евгения Белоусова,

совладелец ресторана «Абажур»

Летучая действует как настоящий бандерлог, у нее отработанная техника - влететь так, чтобы никто не успел среагировать. Вогнать людей в ступор несложно: у сотрудников заведения нет опыта «приема» таких гостей. Пока. В программе говорят, что проводят съемку на основании закона о СМИ, но они неправильно интерпретируют этот закон. Даже журналисты в производственные помещения могут входить только по договоренности с представителями организации. «Ревизорро» же взяла нас «на испуг», потому что прекрасно понимает, что нарушает закон. Жаль, что у нас нет менеджера, который перевел бы ситуацию в шутку, усадил бы ведущую за стол и сказал: «Леночка, в холодильниках у нас ничего плохого нет, а теперь попробуйте наши фирменные вареники».

Директор ресторана «Рис и рыба»

(отказалась назвать имя)

На нашу небольшую кухню ворвались 16 посторонних человек, они беспределили полтора часа и на это время полностью остановили работу. Я советовалась с юристами и выяснила, что съемочная группа «Ревизорро» действует незаконно. Елена Летучая заходит на кухню, куда без разрешения могут заходить только врачи СЭС либо представители Роспотребнадзора. Ведущая не имеет права делать выводы о качестве еды без результатов официального анализа продуктов. Все рестораны постоянно проходят государственные экспертизы. Когда съемочная группа работает в зале, они подходят к гостям ресторана с камерой, не спрашивая у них, хотят ли они попасть в телепрограмму, и это тоже нарушение. Мы допустили оплошность: не снимали происходящее на видео. Считаю, в заведении должна быть не только охрана, но и юрист. Дать отпор можно только в том случае, если досконально знаешь законодательство.

Совет № 4 - Требовать соблюдения санитарных норм («Ревизорро» тоже их нарушает)

представитель администрации ресторана «Такэ»

Так как у нас ресторан японской кухни, в нем нет дверей, и проникнуть на кухню просто. Летучая не надевала специальный головной убор, она приходит без спецодежды. Наши сотрудники попытались ее остановить, но ничего не вышло. Единственный аргумент, имеющийся у рестораторов, - санитарные правила работы заведения общественного питания, которые подписывает санитарный врач. Они запрещают посторонним людям посещать кухню.

Карина Чудакова,

технолог ресторана «Мизандари»

Команда Летучей очень быстро зашла на кухню, дверь у нас обычно открыта. Мы тут же вызвали полицию, после приезда которой съемочная группа вышла. Правда, она всё равно успела очень многое снять и помешать нашей работе.

Александр Донской,

директор ресторана «Алиса в стране чудес»

Люди в России думают, что если человек пришел с камерой, то он всегда прав. Раньше у меня было ощущение, что программу «Ревизорро» снимают честно. Но в нашем случае они подбросили губку для посуды в еду - это видели посетители. Мы сообщили в соцсетях об этом обмане. Передача всё равно вышла, и Летучая прокомментировала этот инцидент так, будто не было никакой подставы. Как этому противостоять? У меня нет четкого понимания, ведь в конечном итоге люди верят телевизору. Проблема еще и в том, что среди предпринимателей нет солидарности. Я написал своим коллегам-рестораторам на Арбате о подброшенной губке, и никто не поверил в это.

Виталий Шиканов,

менеджер ресторана «Лаваш»

Рекомендация Летучей - ерунда. После того, как она сказала, что не рекомендует «Лаваш», у нас стало еще больше посетителей (хотя и так было немало). То есть негативный сюжет принес положительный результат. Если Елена Летучая придет к нам еще раз, мы будем только рады: она сделала нам рекламу.

представитель PR-службы GG Bar

Не считаю, что нужно противостоять действиям Елены Летучей. Если нечего скрывать, то и бояться нечего. Она у нас была два раза. После первого визита мы приняли к сведению ее замечания. А во второй раз всё было прекрасно, и мы получили рекомендацию «Ревизорро». Мы не считаем, что съемочную группу надо выгонять. Замечательно, когда люди могут узнать, что творится на кухнях ресторанов.

По просьбе Федерации Рестораторов и Отельеров Межрегиональной общественной организацией содействия развитию и укреплению гражданского общества «Лиги Закона» был проведен правовой анализ действий журналистов в предприятиях общественного питания на примере программы «Ревизорро» телеканала «Пятница ».

1. Согласно действующему законодательству деятельность журналистов регламентируется Законом РФ «О средствах массовой информации» (о СМИ) от 27.12.1991 N 2124-1, в соответствии с которым в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации (ст.1 Закона РФ «О СМИ»).

Ограничение свободы средств массовой информации устанавливаются различными нормативно-правовыми актами в зависимости от сферы общественных отношений. Данные ограничения имеется в сфере деятельности коммерческих организаций. На основании возможных ограничений, предусмотренных Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ, ФЗ «О коммерческой тайне» № 98 от 29.07.2004 г., ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149 от27.07.2006 г., Гражданским кодексом РФ часть 4 об авторском праве (ФЗ №35 от 12.03.2014 г.), действия журналистов телеканала «Пятница» могут быть признаны противоречащими закону.

2. Гражданским кодексом РФ установлена охрана изображения гражданина, в этой связи действия журналистов телеканала «Пятница» могут нарушать права гражданина, поскольку обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина (ч.1 ст. 152.1 ГК РФ).

Рассматривая данный вывод следует отметить, что на основании ч.2 ст.152.1 ГК РФ согласие гражданина не требуется в случаях, когда:

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

3) гражданин позировал за плату.

Так как кухня ресторана не является публичным или общественным местом (общественное место в науке определяется как территория или пространство потенциального местонахождения людей, куда каждый может попасть свободно и не платя за вход, в КоАП РФ под общественным местом понимается улицы, стадионы, скверы, парки, транспортное средство общего пользования. Конкретного понятия «общественное место» в российский закон не дает), дальнейшее использование видеоизображения сотрудников ресторана допустимо исключительно с их согласия. В случае отсутствия согласия на использование изображения лиц, находящихся на кухне ресторана или его подсобных помещениях, обнародование видеоматериала незаконно.

3. В соответствии со ст.1259 ГК РФ объектами авторского права признаются произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства, а также фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, на основании этого журналисты телепрограммы «Ревизорро» могут нарушать авторские права связанные с интерьером ресторана. Дизайн ресторана, картины, фотографии, которые находятся в зале ресторана или на кухне, элементы оформления и декора являются собственностью либо его автора либо иного законного правообладателя, в частности, собственника ресторана. В случае если съемочной группой не было получено согласие на публичную демонстрацию указанных элементов автор или собственник вправе подать иск в суд.

Следует иметь ввиду, что сам факт фотографирования или видеосъемки дизайна и иных объектов авторских прав не нарушает прав автора или его собственника, нарушением является публичная демонстрация и использование изображения этих объектов без согласия правообладателя.

4. Нахождение сотрудников телеканала «Пятница» на территории кухни нарушает действующие стандарты и правила в области предоставления услуг населению, а именно, своими действиями нарушаются:

ГОСТ Р 50764-95 "Услуги общественного питания. Общие требования", утвержден постановлением Госстандарта России от 5.04.1995 N 200;

– ГОСТ Р 50762-2007 "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания", утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 г. N 475-ст;

– ГОСТ Р 50763-2007 "Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия", утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 г. N 474-ст;

– Стандарт отрасли ОСТ 28-1-95 "Общественное питание. Требования к производственному персоналу", утв. Комитетом РФ по торговле 1 марта 1995 г.;

– Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов",

– Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.3.6.1079-01 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья",

– Санитарные правила СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий".

Наличие медицинской книжки у ведущей не может являться основанием для нахождения ее кухне ресторана и прикосновения к продуктам питания, также не установлен факт отсутствия каких-либо противопоказаний нахождения на кухне у других членов съемочной бригады.