Игорь губернский о модной еде и ресторанах. Губернский, игорь владимирович Наиболее интересные кулинарные фестивали мира

Откуда взялось всеобщее помешательство на еде? Как изменился Московский гастрономический Фестиваль за годы проведения? Что самое главное в ресторанном интерьере? Куда пойти обедать гостю столицы? Рассказывает президент Московского Гастрономического Фестиваля Игорь Губернский.

Игорь Губернский, президент Московского Гастрономического Фестиваля.

О еде. Всеобщее помешательство на еде и обсуждение того, кто, что и где съел, произошло по нескольким причинам. В первую очередь, всемирное развитие Интернета и средств связи сделали мир гастрономии общедоступным. Фото съеденного ужина стали появляться в Сети, и мода показывать то, что ты ешь, прочно закрепилась благодаря Инстаграму. Еда характеризует человека точно так же, как одежда и аксессуары. Развитие новой тенденции для России оказалось своевременным. Мы без долгих гастрономических традиций освоили, какая должна быть еда, научились правилам красивой сервировки. Современный повар теперь обязан быть в курсе того, что появляется на просторах Интернета, тоже создавать красивое, фотогеничное блюдо и становиться звездой через соцсети. Инстаграм и Фейсбук - лучшее средство прорекламировать себя. Осталось только подать гостю твоего ресторана еду, чьи вкусовые качества не уступают эффектному внешнему виду.

О Московском Гастрономическом Фестивале. Сила Фестиваля - в создании традиций и в постоянстве. За 12 лет появлялось и умирало множество различных гастрономических форматов мероприятий. Среди них были очень интересные: мне жаль, что они исчезли. Однако мы стараемся меняться очень аккуратно. Основная идея фестиваля такова: шеф-повар создает дегустационный сет, по сути, гастрономическую визитную карточку ресторана. Любой гость может попробовать блюда, понять стиль кухни, почерк повара, и включить это место в список любимых ресторанов либо же никогда сюда не возвращаться. Эту идею мы сохраняем и не собираемся от нее отказываться. Мы ставим разные гастрономические задачи перед шеф-поварами, проводим конкурсы, где публика оценивает то, что повара им готовят. Этот праздник вкуса длится весь октябрь. В этом году мы вовлечем в фестиваль небольших российских производителей агропродукции, чтобы они могли показать поварам и гостям фестиваля то, что они выращивают и производят. Что касается публики, она за последние пару лет разительно поменялась. Если раньше основные клиенты, которые «делали кассу», были 40+, то теперь пришло новое активное поколение. Для них еда - это часть жизни, в которой принцип «скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты» сейчас актуален, как никогда.

Об отношении россиян к еде. Сильнее всего на отношение к еде повлияли гаджеты и информационно-визуальный поток про еду. С другой стороны, люди поняли, что еда - это интересно. Ресторан - место, где можно получить вкусовые, визуальные, даже интеллектуальные удовольствия.

Об интерьере ресторана. Некоторые эксперты утверждают, что в ресторане первична именно еда. Я с ними не согласен. В ресторане важны все аспекты: еда, место расположения ресторана, интерьер, форма официантов, посуда и множество мелких деталей, которые создают настроение. Ресторан - это и фабрика, и театр в «одном флаконе». Еда очень важна, но при этом интерьер является деталью в спектакле, который вы дегустируете. Например, эффектный, по замыслу создателя ресторана. Или, напротив, простой, уводящий фокус от еды на общение, людей. Самое главное: интерьер должен быть «завязан» на всю концепцию места.

О любимом ресторане. У меня нет любимого ресторана в Москве. Я всеяден, у меня нет тяги ни к одной кухне или к какому-то блюду. Вероятно, это результат профессии, когда поход в любой ресторан, даже в отпуске, все равно превращается в разбор «по косточкам» каждого съеденного блюда. С другой стороны, я люблю ходить к своим друзьям, шеф-поварам, обсуждать тренды, новости, идеи, дегустировать какие-то блюда. Здесь у меня есть свои любимцы. В Москве это Владимир Мухин, за пределами России - Массимо Боттура.

О том, какой ресторан стоит посетить гостю столицы. Это, на самом деле, очень многогранный вопрос. Если речь идет о богатом иностранце, тогда это будет WhiteRabbite, любой из ресторанов ресторанного дома А. Делосса или Anatoly Komm. Более демократичный человек может смело отправляться, например, в Delicatessen. Гостю из региона понравится Selfie или один из ресторанов Аркадия Новикова.

О плохих и хороших ресторанах. В Москве постоянно открываются новые кафе и рестораны. Можно ли с первого взгляда отличить хороший ресторан от не стоящего внимания ресторана-однодневки? На самом деле, нет никакого первого или второго взгляда. Вы должны сами попробовать и составить собственное мнение. На длительность жизни ресторана влияет множество факторов, и уровень еды не всегда основной. Рестораны с неплохой едой, но неправильно организованные с точки зрения бизнеса, в итоге закрываются. Нарождающаяся у нас ресторанная критика может быть неким навигатором, но главное - ваш личный вкус, ваше личное «нравится - не нравится». Вот если ресторан успешен, полон, а вам не нравится, то это уже вопрос к вашему вкусу, почему он у вас такой оригинальный?

О питании вне ресторана. Еда вне ресторана - это такое же хобби, как, например, гончарное дело, всеобщее ныне увлечение живописью. По сути, такое же ремесленничество. Идея, поиск сюжета, рецепта, материалов, продуктов, приготовление, создание домашнего сюжета. Сам я воспринимаю готовку, как способ снять стресс после работы, как некий эксперимент по созданию блюда. Никогда не готовлю по рецепту, только из того, что есть дома в момент готовки, и главное, чтобы было быстро - желательно уложиться в полчаса. В основном, азиатская или итальянская кухня как основа. Моей семье всегда нравится. При этом домашние гаджеты не люблю, не использую, но ножи и кастрюли со сковородами должны быть отменного качества. Это важный момент в получении удовольствия от процесса и последующего результата. Если приготовление блюд вас заводит - продолжайте. Это отличная смена деятельности. Но если попробовав готовить раза два-три, вы ничего не почувствовали, не беда - множество кафе и ресторанов всегда ждут вас на завтрак или ужин.

Подбираем посуду на 360.ru


Чашки с блюдцем Urban Nature из коллекции Urban Nature бренда Villeroy & Boch
Икорница Shell S 109382 бренда Eichholtz
Столовый комплект Argenteria из коллекции Argenteria бренда Cantori

Комментировать в FB Комментировать в VK

Также в этом разделе

Майкл и Элен Мирошкины, архитекторы студии «Geometrix Design» рассказывают о принципах геометрии на примере своих реализованных проектов.

Есть множество способов сэкономить на ремонте, не только квартиры, но даже дома. Как это сделать подробно рассказывает руководитель дизайн-студии «Домострой» Ольга Дуквен.

В этой статье Павел Герасимов из мастерской Geometrium рассмотрит плюсы и минусы натуральных материалов, их практичность и возможность вписать в интерьер.

Рассказываем, что нужно знать дизайнеру интерьеров о современных акустических системах, чтобы не наступать «на горло собственной песне» и разговаривать с инсталлятором на одном языке.

Павел Герасимов из мастерской Geometrium о том, как выбрать стиль квартиры для молодой семьи, как правильно спланировать бюджет на реализацию желаемых решений и как продумать планировку.

О том, где экономия бессмысленна и на что стоит тратить деньги в интерьере, подробно рассказывает дизайнер, соруководитель мастерской Geometrium Павел Герасимов.

О скандинавском стиле, белой зиме, чёрных ночах и интерьерах Северной Европы рассказывает дизайнер Анна Валдер. А она не только теоретик, но, прежде всего практик с большим портфолио!


Игорь Губернский : Да, она изменилась. Появилась осознанная потребность в профессионалах. Начинается все с головы, с шеф-повара. Если раньше в ресторанах редко можно было встретить шефа, имеющего собственное имя, то теперь начали понимать, что шеф-повар - это не просто начальник кухонного персонала, который воплощает то, что придумал ресторатор. Сегодня есть понимание, что шеф-повар – творческая личность, он имеет собственный взгляд, собственные идеи, планы, и на его имя можно привлекать публику.

Уже очень скоро откроются «именные» рестораны, где шеф - полноценная звезда. Не в смысле медийной известности, а потому, что он - талант, потому что у него собственная гастрономическая концепция и она востребована. Спрос на шефов высокого уровня автоматически влечет за собой спрос в ресторанах на профессионалов: от су-шефов до обычных поваров, и т.д. Постепенно эпоха самоучек, эпоха недоделанных выпускников ПТУ заканчивается.

Можно сказать, что российское профессиональное образование поваров ничтожно, то есть его нет как образования в современном его понимании. Это касается большинства прикладных профессий, от медиков до архитекторов. Поэтому и наши «повара – выпускники» ничего, кроме как резать и чистить морковку не умеют. Но, если они упорны, думают о своей карьере, занимаются самообразованием, то из них в результате получатся звезды. Пример Дмитрия Зотова, который, собственно, прошел путь от выпускника училища до шефа четырех московских ресторанов, очень показателен.

SIRHA Moscow : В таком случае, что, по вашему мнению, является движущим фактором этих позитивных перемен?

Игорь Губернский : Главным фактором развития всегда были деньги. Они всегда им будут, они – универсальное мерило успеха. Сейчас профессия повара становится престижной, потому что за нее стали платить. Теперь человек, который идет в эту профессию, понимает, что если он будет трудолюбив, если у него есть способности, и ему будет сопутствовать удача, то он вполне способен зарабатывать много. А это уже хорошая карьера! То есть, появился стимул к собственному развитию.

Сейчас множеству ресторанных компаний, таким, например, как Ginza Project, нужны хорошие повара. Они платят этим поварам нормальные деньги. Это привлекает внимание молодежи. Другое дело, что сейчас отсутствуют школы подготовки базовых ресторанных специальностей. И крупные ресторанные компании, понимая это, начали вкладываться в свои разработки – та же Ginza, например, заключила договор с Аланом Дюкассом и скоро планирует открыть свою профессиональную школу. Группа энтузиастов от гастрономии, радующая нас проектом «Ragout», открыла свою школу. Пусть она скорее для тех, кто уже в профессии – но это тоже работает.

А мы еще не затрагиваем аспекты региональные. Регионы уже поняли, что нужно развиваться, но еще не знают, как.

SIRHA Moscow : К разговору о российских регионах, в каких из них вы чувствуете наибольший потенциал к развитию ресторанной индустрии?

Игорь Губернский : Я думаю, это Екатеринбург, Дальний Восток и Юг России – Ростов, Краснодар. Как ни странно, я не очень верю в Питер, потому что Питер снобский. В Питере считают, что они и так все знают и умеют. У них и так все хорошо, не хуже Москвы. Это от близости Финляндии, и большого потока туристов из Европы…На самом деле – нет. Это переоценка собственных достижений, и она им мешает. В то время, как у того же Екатеринбурга или Владивостока нет вот этого ощущения, что они всего достигли. Они, как дети, стремятся узнавать что-то новое, впитывают. И мне кажется, регионы Москвуи Питер скоро догонят, особенно южные, с их возможностями по развитию местной агрокультуры. Там вполне может быть хороший пул хороших ресторанов.

SIRHA Moscow : В 2013 году Sirha наконец-то приходит в Россию – в апреле в Москве, в «Гостином Дворе» пройдет первая Sirha Moscow. На ваш взгляд, какие дополнительные возможности это событие даст для профессиональной индустрии?

Игорь Губернский : Sirha и Bocuse d’Or, как ее главный продукт, проходят с 1983 года. Наши там принимали участие. Но кто, зачем и почему там принимал участие – никто этого не знает кроме нескольких человек. Сейчас как раз очень хороший момент для прихода Sirha. Может быть, русские молодые повара начнут задумываться о своей будущей международной репутации. О том, что принять участие, а, тем более, выиграть в Bocuse d’Or – это огромное достижение в карьере, как Нобелевская Премия. Повар, выигрывавший Bocuse d’Or, однозначно становится суперзвездой!

Кроме того, участие в подобных конкурсах - это возможность учиться. Люди понимают, что имеет смысл потратить достаточно большое время (там два года длится цикл) на свое самосовершенствование. Даже если повар не выиграет, он все равно обогатится, поднимает свой профессиональный уровень, отточит свои навыки, технологии. Когда ты видишь, как это делают другие, ты поневоле учишься.

Очень большая проблема наших поваров в том, что они сидят у себя в ресторане, погруженные в текучку и никуда не ездят, ничего не знают, ничего не видят. Они варятся в собственном соку, они даже друг к другу в гости не ходят! Почему у нас пока все звезды иностранные, в основном? Потому что они приезжают со своей базой школы, со знаниями. Наши повара, кроме того, что не имеют базовой хорошей школы, еще и не обогащают себя знаниями. Редкий повар ездит за границу на тематические симпозиумы, форумы. А участие в таком конкурсе, как Bocuse – очень хорошая школа.

Непосредственно сама Sirha направлена на развитие. Повар увидел новое оборудование, новую технику, начал это применять. В итоге потребителям это все на пользу. Вот основное преимущество, которое даст Sirha Moscow профессиональным игрокам. Sirha – один из самых главных профессиональных игроков на этом поле и в апреле нам покажут реальный уровень мировой ресторанной индустрии.

SIRHA Moscow : Есть ли сегодня в России молодые шефы, которых вы видите в качестве победителей отборочного тура Bocuse d’Or?

Игорь Губернский : В 2013 году это старт проекта, и мы, вполне может быть, не увидим звезд. Информированность еще достаточно мала. Sirha только пришла в Россию и, к сожалению, не до всех молодых ребят успеет дойти информация о возможности участвовать.

Я провожу конкурс «Серебряный треугольник», и вижу – есть хорошие молодые ребята. Чтобы их найти и заинтересовать, я лично езжу по ресторанам и смотрю, разговариваю с владельцами. Без этого молодые повара даже не думают о конкурсах. Привлечение участников – это процесс, а процесс требует времени. Вот пройдет Sirha Moscow в апреле, пройдет информационная волна - услышат, заинтересуются. Чтобы мы дождались повара звездного уровня, нужно два или три цикла, не меньше. Я трезво оцениваю ситуацию – сейчас мы никаких гениев не найдем, если и будет – это будет удача. Но через несколько лет – все будет хорошо.

SIRHA Moscow : Игорь, из ваших слов получается, что очень важно заинтересованность владельца ресторана, найти причину, по которой он захочет повышать квалификацию своего повара и в результате сам станет следить за развитием индустрии.

Игорь Губернский: Да. Я думаю, что сейчас самыми активными в этом плане будут как раз регионы. Первыми пойдут регионы. Москва не смотрит, не участвует, а ориентируется на своих зарубежных профессионалов, работающих здесь. Я думаю, в апреле на Sirha Moscow будут именно региональщики «биться», а московские будут случайно. Когда смотришь, что делают повара на конкурсе типа Bocuse d’Or, то понимаешь, как далеки пока наши. Пока это – пропасть. Если бы мы с вами жили где-нибудь в южной стране, наверное, нам бы было плевать на остальной мир. Рыбу поймали, овощи вырастили, приготовили дедовским методом – прекрасно. Но мы живем в северной стране. Для нас, как, скажем, в Скандинавии, очень важны технологии, идеи, креативность. Если ты не в тренде, не чувствуешь, не знаешь – ты отстаешь.

SIRHA Moscow : Игорь, возвращаясь к людям, которые принимают решение и являются владельцам бизнеса... В рамках SIRHA MOSCOW пройдут презентации Leader’s club, цель которого демонстрировать самые успешные ресторанные проекты со всего мира. Как вам кажется, есть ли сегодня российский проект, который мы могли бы транслироваться для международной аудитории?

Игорь Губернский : Для международной – нет. Наоборот, пока мы являемся губкой, которая впитывает все иноземное. Мы все еще ищем себя, пропускаем через себя. Лет через пять, возможно, да. Пока нет.

Если говорить о проектах, которые были созданы в России и могут быть транслированы как успешная бизнес-модель для различных городов нашей страны, есть ребята.

Можно ли транслировать, например, «Delicatessen» в Екатеринбург? Не знаю. Это сложная история, потому что там все держится на активности лидеров – шеф-повара, владельца. Это нужно не просто взять и перенести. Это нужен такой человек, который загорится этой идеей. А человека такого нельзя транслировать, он должен сам появиться.

Поэтому «Delicatessen» - это не кейс. Вот «Рагу» - возможно. «Рагу» - проект, который сам себя размножил уже дважды. Из этого, возможно, что-то получится. Их я бы мог порекомендовать, а такие специфические истории, которые держатся на личности – их нельзя. Можно ли транслировать Ginza Project? Некоторые рестораны Можно. Но Ginza – это умение создавать приятную атмосферу. Сначала атмосфера – потом хорошая еда. Можно ли транслировать «Ватрушку» - русское бистро? Это можно попробовать, но именно попробовать – потому что это хороший, интересный, но не отточенный до состояния кейса проект. Им еще развиваться самим.

SIRHA Moscow: Как вы думаете, в перспективе, московские владельцы ресторанов будут заинтересованы создавать проекты-кейсы на экспорт?

Игорь Губернский : Да, конечно. Как минимум, на Россию.

SIRHA Moscow : Сколько времени на это потребуется?

Игорь Губернский : Пару лет. Через пару лет все будет хорошо.

SIRHA Moscow : А проекты, которые можно будет транслировать остальному миру?

Игорь Губернский: Это мы сможем делать лет через пять, не раньше.

Игорь Губернский - российский эксперт в области ресторанного бизнеса, основатель и президент ежегодного Московского гастрономического фестиваля (включается Правительством Москвы в число наиболее важных городских событий), [ ] который проходит с 2005 года; председатель экспертного совета независимой ресторанной премии «Лавровый лист» , учредитель и организатор ежегодного конкурса «Серебряный треугольник» на звание лучшего молодого повара России, организатор первого фестиваля Taste of Moscow. Основатель Фестиваля Moscow Restaurant Week, который проходит с 2016 года весной и летом.

Игорь Владимирович Губернский
Дата рождения 29 мая (1963-05-29 ) (56 лет)
Место рождения Москва
Гражданство Россия
Род деятельности ресторанный критик
Награды и премии

лауреат премии «За вклад в продвижение русской гастрономической культуры в Европе»

Биография

В 2005 году принимает активное участие в организации и проведении Московского гастрономического фестиваля и независимой ресторанной премии «Лавровый лист».

С 2006 по 2009 годы выпускал справочник «Spoon:100 лучших ресторанов Москвы».

С 2010 года проводит конкурс «Серебряный треугольник» на звание лучшего молодого повара России.

В 2010 году участвовал в организации первых русско-французских гастрономических сезонов.

В 2012 году основал московскую версию гастрономического фестиваля Taste of Moscow.

В 2016 году основал фестиваль Moscow Restaurant Week

В 2017 году провел XIII Московский гастрономический фестиваль с участием 100 лучших ресторанов Москвы.

По версии популярногопортала Agrodolce.it входит в число наиболее влиятельных в мире людей в области гастрономии. [ ]

С 2013 года издает независимый ресторанный гид Rest IQ по лучшим ресторанам Москвы при поддержке бренда San Pellegrino и Acqua Panna, чьи гастрономические рейтинги признаны одними из наиболее авторитетных. В издание включены более 250 заведений - ресторанов и кафе, представляющих интерес как для гурманов-любителей, так и для профессионалов гастрономической индустрии.

Развивает кросс-культурное сотрудничество, организуя культурные обмены между странами в сфере гастрономии. [ ]

Примечания

Ссылки

  • «Новый гастрономический проект Taste of Moscow стартует в Москве» «В Москве» 05.10.2012 (недоступная ссылка)

Игорь Губернский - известный российский эксперт в области ресторанного бизнеса, основатель и президент ежегодного Московского гастрономического фестиваля (включается Правительством Москвы в число наиболее важных городских событий), который проходит с 2005 года; председатель экспертного совета независимой ресторанной премии «Лавровый лист» , учредитель и организатор ежегодного конкурса «Серебряный треугольник» на звание лучшего молодого повара России, организатор первого фестиваля Taste of Moscow.

По версии популярного итальянского портала Agrodolce.it входит в число наиболее влиятельных в мире людей в области гастрономии. Одна из главных задач проектов г-на Губернского - развитие современной российской гастрономической культуры, поддержка и продвижение талантливых поваров.

С 2013 года И. Губернский издает независимый ресторанный гид Rest IQ по лучшим ресторанам Москвы при поддержке всемирно известного бренда S.Pellegrino & Acqua Panna , чьи гастрономические рейтинги признаны одними из наиболее авторитетных. В издание включены более 250 заведений - ресторанов и кафе, представляющих интерес как для гурманов-любителей, так и для профессионалов гастрономической индустрии.

Игорь Губернский развивает кросс-культурное сотрудничество, организуя культурные обмены между странами в сфере гастрономии в рамках которого Россию впервые посетили: Массимо Боттура (Osteria Francescana, 3*** Michelin, лучший шеф-повар Европы 2016), Андони Адурис (Mugaritz, 2** Michelin, Карло Кракко (Cracco, 2** Michelin),), Давиде Скабин (Combal.Zero, 2** Michelin), Карла Пернамбуко (лучший шеф Бразилии), а лучшие повара России представляли русскую кухню за рубежом.

Биография

В 2005 году принимает активное участие в организации и проведении Московского гастрономического фестиваля и независимой ресторанной премии «Лавровый лист».

С 2006 по 2009 годы выпускал справочник «Spoon:100 лучших ресторанов Москвы».

С 2010 года проводит конкурс «Серебряный треугольник» на звание лучшего молодого повара России. Победители конкурса стали самыми известными российскими поварами (Владимир Мухин , Дмитрий Зотов, братья Березуцкие, Георгий Троян).

В 2010 году участвовал в организации первых русско-французских гастрономических сезонов.

В 2012 году основал московскую версию гастрономического фестиваля Taste of Moscow.

В 2015 году провел XI Московский гастрономический фестиваль с участием 80 лучших ресторанов Москвы.

Какие сейчас в Америке кулинарные тренды?

А они везде одинаковые. Интернет размыл все границы, и если где-то появилось что-то свежее, то через пару недель о нем уже знают во всем мире. Главный тренд - интерес к продуктам с ярко выраженным вкусом. Блюда перестали быть бесхарактерными, люди хотят понимать, что именно они едят. Второй тренд - технологии, которые стали доступными. Любой повар может купить себе ультрасовременный прибор или набор юного химика и творить. Дорого конечно, но возможно. А в крутых ресторанах без этого вообще никак.

Какая страна тебе наиболее интересна в кулинарном плане?

Франция. Это базис, на котором вырастает любая другая кухня мира. В Париже есть десятки прекрасных азиатских ресторанов, которые не хуже, а порой даже лучше многих заведений в Гонконге, Сингапуре, Китае. То, чему и как учат поваров во Франции, дает возможность успешно работать в любой точке мира. А пятерка лучших городов - Париж, Лондон, Нью-Йорк, Гонконг и Милан. Это те города, где переплелись самые разные кухни мира.

Наиболее интересные кулинарные фестивали мира?

Когда мы создавали Московский гастрономический фестиваль, оказалось что идею мы позаимствовали у Нью-Йоркских ресторанных недель. Мы, правда. уравняли стоимость сетов во всех заведениях, и фестиваль длится целый месяц, а в Нью-Йорке заведения сами определяют до какой границы снижать цену на дегустационные сеты. Но по сути, масштабу и популярности все очень похоже. Еще есть прекрасный винно-гастрономический фестиваль в Сан-Франциско, где людей приучают правильно пить, а не бухать, и правильно закусывать. Там в течение трех дней постоянный аншлаг. В Сингапуре очень интересный фестриваль стрит-фуда. И еще лондонский Taste мне нравится. Именно в Лондоне! Там великие шефы абсолютно доступны, с ними можно поболтать свободно, сфотографироваться. На наших фестивалях как-то все по-другому.

Назови свои любимые рестораны.

Osteria Francescana Массимо Боттуры, Combal Zero Давида Скабина, L"Аstrance Паскаля Барбо. И несколько перуанских ресторанов в Лондоне. Я не был в Перу, но в Лондоне они реально очень крутые.

Кто из российских молодых шефов кажется тебе наиболее перспективным?

Я оцениваю перспетивность шефа по его работоспособности. Почему Мухин стал МУХИНЫМ? Потому что он «пашет» 24 часа в сутки, как пчелка. С этой точки зрения очень перспективны Георгий Троян, Анатолий Казаков, Луиджи Маньи. Еще хорошие ребята - Василий Зайцев, Станислав Песоцкий, Женя Викентьев.

Пять твоих любимых продуктов?

Кофе. Причем не только в качестве отдельного напитка, но и как гастросоставляющая обеда. Пять лет назад я попробовал у Карло Кракко ризотто с морскими ежами в паре с кофе и понял, как это здорово! Поэтому сейчас я очень активно поддерживаю идею: кофе - второе вино. Я очень люблю цуккини. Но самые любимые овощи - помидоры. Хороших помидоров я могу пару килограммов за раз съесть. Для меня - это отрада! Я фанат устричного соуса, добавляю его даже в итальянские блюда. Черную икру еще люблю. В Америке, кстати, с ней нет проблем - икра с Аляски стоит 80 долларов за 100 грамм.

Что-то из российских продуктов ты открыл для себя в последнее время?

Если завтра отменят санкции, выживут ли наши фермеры?

Выживут. Потому что настоящих фермеров очень мало. Остальные мимикрируют под модный тренд. Вот они и накроются, а реальные фермеры никуда не денутся. Проблема в другом. Во всем мире есть мощная логистическая поддержка фермеров на уровне государства плюс хорошо развитая инфраструктура, а у нас все либо коррумпировано, либо в ужасном состоянии. Пока так будет продолжаться, никакого развития не будет. Ни с санкциями, ни без них.

Какие необычные блюда тебе довелось попробовать?

Пасту с анусом свиньи. В Италии в ресторане с двумя звездами Мишлен (название не даю, вдруг народ испугается и не станет туда ходить) шеф порезал прямую кишку, добавил в пасту и подал с соусом. Вкус был странный, но не противный. Я, правда, не знал, что ем. Муравьев еще пробовал, хотя я не поклонник всяких жуков-кузнечиков. Тараканов точно есть не стану.

А говорят, что жуки - это еда будущего. Замена мяса.

Еда будущего - это мясо, выращенное из стволовых клеток или из овощей. И то, и другое сейчас активно тестируется, и лет через пять станет реальностью. А настоящее мясо останется в суперэлитных заведениях и будет стоить долларов 200 за стейк.

Готовишь ли ты сам дома?

Да. Мой фирменный рецепт - открыть холодильник, достать продукты, которые там есть, и сочинить на ходу рецепт. Я абсолютный импровизатор. Приготовление пищи для меня - отличный способ снять стресс. Знаешь, некоторые поют, чтобы расслабиться, а вот я готовлю. Семья радуется. Я ведь очень хорошо умею готовить, на уровне шеф-повара. У меня две любимые кухни - итальянская и китайская.

Выпиваешь?

Я пьющий, но не выпивающий. Выпить хорошего вина в хорошей компании - это запросто. А просто так бухать - не про меня.

Есть ли у тебя хобби?

Нумизматика и гонки Формулы 1. Я смотрю все заезды по телевизору и специально езжу на многие соревнования.

С кем бы ты мечтал поужинать?

Я болею за гонщика Кими Райкконена, здорово было бы с ним поужинать, но он жуткий интраверт, не зря его называют Iceman. Наверное, содержательной беседы не получится. Еще я большой поклонник фильмов про Джеймса Бонда. Поэтому с кем-то из актеров, кто его играл, поболтал бы с удовольствием.

А с самим Бондом?

Нет, это скучно! Я и сам разведчик гастрономического фронта, о чем с ним говорить?